Необходимость сервисного обслуживания
Факт: количество купленных котлов намного больше чем количество заключенных договоров на сервисное обслуживание
Почему?
- Импортная техника дорогая и надежная, а значит не требует дополнительного обслуживания - думаете Вы.
- Неудачный опыт сервисного обслуживания бытовой техники или автомашин мешает осознать необходимость сервисного обслуживания отопительных систем.
- «Авось пронесет»…
- Смогу провести профилактику отопительной системы и котла самостоятельно…
НЕТ В этой статье мы попытаемся доказать, необходимость проведения сервисного обслуживания лицензированными организациями. Главное что нужно осознать: Сервисное обслуживание – это комплекс мероприятий, включающих в себя диагностику основных показателей работы, техническое обслуживание систем (чистка фильтров, грязевиков, теплообменников, газоходов), что увеличивает срок службы оборудования, исключает возможность аварий. Во время сервисного обслуживания, не проводится ремонтные работы. Борьба с аварией вызванной неправильной эксплуатацией или настройкой параметров систем намного более сложный, длительный и дорого стоящий процесс.
Основная причина выхода из строя отопительной техники:
- Постепенное снижение эффективности работы и выход ее из строя в следствии накопления в "рубашке" котла, в отопительных приборах и трубах образуются минеральные отложения, уменьшающие теплоотдачу; дымовая труба зарастает сажей и коррозирует; вода из системы вытекает, газы из нее выделяются, - всё это имеет место постоянно и в итоге может привести к необратимым изменениям и отказу системы или даже к аварии. Дымовые каналы и горелка покрываются сажей и пылью воздуха (а его через котел проходит очень много);
- Брак по вине производителя (до 1%);
- Ошибки в проектах (до 5%);
- Неверные действия владельца при эксплуатации системы (до 20%);
- Нарушение нормальных условий эксплуатации (до 75%).
- величину напряжения в электросети (должно быть не менее 180 В);
- работает ли горелка;
- есть ли топливо в баке и подает ли его топливный насос;
- не забиты ли топливные фильтры;
- не отключен ли котел одной из встроенных систем защиты (их может быть до пяти на газовых котлах).
- Недостаток притока воздуха - посмотрите, не закрыты ли слишком плотно двери и окна котельной или отверстия приточной вентиляции. Учтите, для сжигания 1 м3 газа нужно 10-11 м3 воздуха, а для 1 кг жидкого топлива - до 14 м3.
- Недостаточная тяга - обследуйте дымоход и вытяжку (возможны засор каналов, подсос холодного воздуха, заметное уменьшение сечения дымохода из-за отложений сажи).
- Котёл "не набирает" температуру - обследуйте его (на стенках котла образовался слой сажи, мало давление газа в горелке и т.п.).
- Циркуляционный насос не обеспечивает нужного расхода теплоносителя в системе или не работает вообще - проверьте, какие указания инструкции по эксплуатации насоса нарушены и устраните недостатки.
- Недостаточное давление теплоносителя в системе - ищите места разгерметизации соединений, дозаполните систему, проверьте работу расширительного бака и воздухоотводчиков.
- Где-то произошел засор (вызывается оторвавшимися частицами грязи и строительного мусора, попавшими минеральными отложениями внутри трубопроводов и арматуры), из-за чего система закупорилась или разрегулировалась (не дай бог тому случиться) - найдите и устраните.
- Образовались воздушные пробки, в результате чего часть радиаторов не греет,- прежде всего проверьте работу воздухоотводчиков, а затем найдите и устраните причину появления или газов (например, выделение их из воды подпитки, потеря эластичности прокладок, газовыделение при коррозии металлических деталей).
- Возникла прямая связь подающего и обратного стояков (зависит от схемы "обвязки" котельной) - обследуйте запорную арматуру: не приоткрыты ли или не текут ли вентили на коллекторах).
- А может слишком много тепла забирает система ГВС? - Тогда надо просто посмотреть, где и почему расходуется большой объем горячей воды. Как вы считаете?
- контроль технического состояния системы;
- измерение напряжения электропитания и проверку электрозащиты;
- чистку горелки, топки и дымовых проходов котла, форсунки (сопла), диффузора, фотодатчиков системы контроля пламени, топливного насоса и фильтров, электрода (зонда) ионизации системы поджига, электроклапанов;
- проверку и устранение негерметичности трубопроводов, устройств горелки, фланца присоединения горелки к котлу;
- замеры давления газа в магистрали;
- проверку и регулировку давления теплоносителя в системе и контроль исправности предохранительного клапана;
- проверку работы циркуляционного насоса и автоматики терморегулирования;
- замеры и регулировку параметров работы котла: давления газа на входе в горелку, температуры отходящих газов, разряжения в дымовом канале, содержания СО, СО2, О2, NO, и содержания сажи в дымовых газах, фактического расхода топлива и КПД котла;
- проверку и настройку систем безопасности котла. Сравните этот список с тем, что предлагают вам по договору, и разрешите все сомнения.
Рассмотрим пример: в зимний вечер в доме начинает снижаться температура. Суматошные манипуляции с термостатами на радиаторах не помогают. Тогда любой хозяин прямиком направляется в котельную, где начинает осматриваться, почесывать затылок, читать инструкции или вспоминать советы друзей, что нужно делать в подобной ситуации.
Итак... В случае остановки котла проверьте:
Учтите, повторные нажатия на кнопку пуска можно производить с интервалом 2-3 минуты, иначе перегорают реле или трансформатор в системе запуска. Если котёл работает. Тогда ситуация осложняется. Источник проблем - или недостаточная выработка тепла, или его плохое распределение.
Список возможных причин отказа системы здесь обширен.
Выделим из них наиболее встречающиеся:
Вы способны самостоятельно и быстро разобраться в этом лабиринте сложностей?
Профилактика любой самой надежной отопительной системы в российских условиях - вещь самая необходимая: o сезонность отопления вынуждает дважды в год перенастраивать режим работы котла. Весной - на выработку малого количества тепла для нужд системы горячего водоснабжения (ГВС), а осенью - для зимнего отопления и ГВС.
Нельзя не принимать во внимание особенности отечественных условий: понижение давления в сети газоснабжения до 6-8 мБар (вместо положенных 13 мБар), в результате чего газовые горелки гаснут или, в лучшем случае, недодают половину мощности. Здесь уместно напомнить, что многие импортные котлы рассчитаны на работу при давлении газа не менее 20 мБар; o использование (по незнанию или недосмотру) несертифицированного жидкого топлива: летнего вместо зимнего, с избытком сернистых компонентов, с водой и др. Из-за этого ломаются топливные насосы и забиваются форсунки жидкотопливных горелок, а от серы в дымоходах образуется кислотный конденсат и избыток сажи (до 3-4 ведер сажи из трубы в год).
Отключение электричества - почти атрибут жизни сельских районов - настоящий бич для систем с принудительной циркуляцией теплоносителя. Котел отключается, и дом начинает остывать, все это заканчивается замораживанием дома.
Работы по профилактике системы включает в себя:
Стоимость сервисных услуг.
Стоимость услуг зависит от числа плановых выездов, типа котла и удаленности объекта. Аварийный ремонт импортной техники не только порождает стрессы, но и стоит дорого - зачастую он обходится в половину стоимости нового изделия. Потому-то и разумнее не доводить дело до ремонта, а продлить межремонтный период работы системы с помощью профилактики.